Формы
взаимодействия классного
руководителя
с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями
·
родительские собрания
·
общеклассные и общешкольные конференции
·
индивидуальные консультации педагога
·
посещения на дому
Классные
родительские собрания проводятся не реже одного раза в
четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их
педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.
Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов.
Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся,
уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи
воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные
родительские собрания проводятся не более двух раз в год
и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них
выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский
комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта
воспитания в семье.
Родительские
конференции должны обсуждать насущные проблемы
общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень
тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в
школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает
определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные
консультации особенно необходимы, когда учитель
набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов,
ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель
должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в
профессиональной работе с ребёнком:
•особенности
здоровья ребёнка;
•его
увлечения, интересы;
•предпочтения
в общении в семье;
•поведенческие
реакции;
•особенности
характера;
•мотивация
учения;
•моральные
ценности семьи.
Посещение
ученика на дому возможно после получения
разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с
указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные
формы работы с родителями
•тематические
консультации
•родительские
чтения
•родительские
вечера
Тематические
консультации дают рекомендации по проблеме, которая
волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают
одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный
характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема
объединяет.
Примерные темы:
1.Ребёнок
не хочет учиться.
2.Как
развить плохую память ребёнка.
3.Единственный
ребёнок в семье.
4.К
чему может привести тревожность детей.
5.Талантливый
ребёнок в семье.
Родительские
чтения дают возможность родителям не только слушать лекции
педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Этапы проведения родительских
чтений следующие:
•на
первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
•учитель
собирает и анализирует информацию;
•определяется
список литературы по данному вопросу;
•изучение
литературы родителями;
•изложение
собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские
вечера направлены на сплочение родительского коллектива.
Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров
могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг
друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
1.Первый
год ребёнка, каким он был.
2.Каким
я вижу будущее своего ребёнка.
3.Друзья
моего ребёнка.
4.Праздники
нашей семьи.